Михаил Соломенцев: почему партийная элита СССР боялась его больше, чем КГБ

Сегодня Михаила Соломенцева все чаще вспоминают исключительно как одного из сторонников антиалкогольной кампании 1980-х годов. Возможно, это происходит потому, что эта кампания стала одной из последних инициатив Соломенцева. Как бы то ни было, представители партийной элиты боялись Михаила Сергеевича вовсе не из-за того, что тот никогда не злоупотреблял алкоголем сам и заставлял других делать то же самое. Просто в те годы он возглавлял комитет, который вселял страх гораздо больший, чем КГБ.

Специалист, партиец и «усмиритель»

Михаил Сергеевич Соломенцев родился в 1913 году в одном из сел Орловской губернии. С детства хотел стать моряком, однако состояние здоровья не позволило ему осуществить эту мечту. После окончания Ленинградского политехнического института Соломенцев, как пишет В. В. Алексеев в книге «Общество и власть», был направлен на Липецкий завод № 61, в те годы специализирующийся на производстве снарядов. Когда грянула Великая Отечественная война, квалифицированному специалисту оборонной промышленности не разрешили уйти на фронт. Вместе с заводом Соломенцева эвакуировали на Урал.

После войны Михаил Соломенцев перебрался в Челябинск, где возглавил местный станкостроительный завод, а также взялся за партийную работу. Последующие годы Соломенцев посвятил именно партии. Тогда же Михаил Сергеевич прославился и как руководитель, умеющий ладить с людьми. Неслучайно именно его Никита Хрущев назначил на должность первого секретаря Карагандинского обкома. Дело в том что в 1959 году, как пишет Леонид Млечин в своей книге «Брежнев», рабочие металлургического завода Караганды отказались выходить на работу из-за плохих условий. Утихомирить восставших и наладить дела в городе был призван Соломенцев. В 1964 году его перевели из Казахстана в Ростов, где тоже наблюдалась неспокойная обстановка после знаменитого Новочеркасского расстрела.

Во главе грозного комитета

Наконец в 1966 году Михаила Соломенцева перевели в Москву. В столице он занял сразу целый ряд ответственных постов, а в 1971 году Леонид Брежнев назначил его Председателем Совета Министров РСФСР. Не утратил Михаил Сергеевич своего влияния и при Юрии Андропове. В 1983 году он стал главой Комитета партийного контроля (КПК). Данный орган был создан для проверки соблюдения членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлечения к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, а также нарушителей партийной морали.

Поэтому неудивительно, что Леонид Млечин считает, что КПК представители партийной элиты боялись больше, чем КГБ. Трепетали и перед самим руководителем комитета Михаилом Соломенцевым. Как утверждает Юрий Прокофьев, автор книги «Как убивали партию», Соломенцев, будучи одним из инициаторов антиалкогольной кампании, вместе со своими коллегами выяснял, в каком районе продается меньше всего спиртных напитков, и на этом основании выносил «приговор» секретарям райкомов. Это привело к тому, что некоторые секретари вообще запретили продажу алкоголя в своих районах, и народ хлынул в соседние. Таким образом, проблем только прибавлялось. Как известно, эта антиалкогольная кампания получила название горбачевской - по фамилии нового лидера Советского Союза Михаила Горбачева.

Ностальгия по СССР

В связи с тем что Михаилу Соломенцеву довелось стать соратником пяти Генеральных секретарей, в народе родилась шутка о том, что в таблице Менделеева появился 101-й элемент «политбюрит». И его создателем является как раз Соломенцев. Об этом упоминает в своей книге «Мои Великие старики» историк Феликс Медведев. Примечательно, что Медведев брал у Соломенцева интервью, в котором тот признался, что на посту председателя Комитета партконтроля он занимался больше мелочевкой: усмирял пьяниц и мирил повздоривших супругов.

Возможно, именно из-за печально известной антиалкогольной кампании Михаилу Соломенцеву не удалось пересидеть Горбачева. Впрочем, в 1988 году, когда Соломенцева отправили на заслуженный отдых, ему было уже за семьдесят. Однако Михаилу Сергеевичу была уготована долгая жизнь: он умер в 2008 году в возрасте 94 лет. До конца дней Соломенцев переживал из-за развала Советского Союза. В своих мемуарах «Зачистка в Политбюро. Как Горбачев убирал «врагов Перестройки» он называл СССР великой державой, которая первая в мире сформировала социально-политическую систему, уникальную по части социальной защищенности народа. Сожалел Соломенцев и о распаде 19-миллионой Коммунистической партии, которой он посвятил столько лет своей жизни.